Профессионалы светодизайна в один голос говорят о прямой зависимости качественного освещения и уровня продаж. Владельцы больших торговых сетей известных брендов инвестируют немалые средства в эту часть своего бизнеса. Однако, нам на практике приходится сталкиваться с убежденностью владельцев небольших магазинов (бутиков, павильонов) в том, что свет в торговом зале это то на чем можно и нужно экономить при открытии магазина. Самые большие отклонения от первоначального дизайна наблюдаются именно в разделе освещенности. А зачастую в дизайн-проекте (если он все таки есть) вообще никак не проработан вопрос подсветки мест продаж. Владельцем магазина подобная проблема решается по мере ее возникновения и достаточно просто: закупается несколько недорогих светильников в ближайшем магазине и прикручивается к тем местам, где возможно что-то прикрутить.
Исходя из этого, своей задачей видим как можно больше рассказать о значении вдумчивого и тщательного подхода к разделу освещения торгового зала. Сегодня некоторые профессиональные хитрости.
Цвет и свет
Освещение различных групп товаров имеет особенности. Основным критерием для выбора освещения в магазине одежды является высокая цветопередача – низкая цветопередача может привести к искажению цвета в одежде. В обувных магазинах нежелательно воздействие тепла на натуральную кожу, в меховых салонах нужно использовать светофильтры, которые поглощают ультрафиолетовое излучение и исключают нагрев предметов. В магазинах детских игрушек важна атмосфера радости – поэтому необходимо поддерживать высокий уровень освещенности. Ювелирные отделы – один из самых сложных объектов для освещения: общее освещение нужно комбинировать с направленным светом (светильники небольшой мощности устанавливаются непосредственно в витринах), для каждого типа украшений подбирается цветовое решение – теплые тона для золота и камней, холодные – для серебра. В автосалонах существует несколько зон, каждая из которых требует особого подхода. В демонстрационном зале нужно соблюдать корпоративный стиль и выставить свет так, чтобы были видны цвет автомобиля, качество покрытия, шины и т.д. На машине не должно быть бликов, но без игры света автомобиль может выглядеть менее интересным и плоским.
В продуктовых магазинах свет показывает «товар лицом» и не должен сокращать его сроков годности. Алкогольная продукция, как правило, освещается металлогалогеновыми источниками света и встраиваемыми в витрины светодиодными лентами. Хлеб и кондитерские изделия освещаются источниками с низкой цветовой температурой для придания теплого золотистого цвета. Для освещения свежего мяса разработаны специальные «мясные» лампы, в спектре которых преобладает красный цвет. Освещение фруктов и овощей должно происходить без нагрева и с помощью металлогалогеновых источников с высокой цветопередачей – тогда продукты будут выглядеть более свежими и блестящими.